Теплоходы
Более универсальны суда третьего типа. К ним относятся советские теплоходы типа «Стахановец Котов», построенные в Финляндии, и др. На судах этого типа, как правило, за надстройкой, расположенной в носу, имеется док, образованный днищем, бортами и кормовым аппарельным уст-ройством. При опущенном положении аппарельного устройства и протапливании судна за счет приема балласта внутрь дока входит вода, позволяет завести в док груз на специальном плавучем понтоне, имеющемся на судне. Затем откачивается балласт, судно всплывает, и понтон с грузом оказывается на дне дока. На многих судах докового типа имеются два мостовых крана грузо-подъемностью по 500 т каждый и люковые закрытия дока, что позволяет им дополнительно перево-зить груз на люковых крышках. Транспортные суда активного ледового плавания предназначены для эксплуатации в арктических районах и на Дальнем Востоке. В СССР первенцем современного арктического транспортного флота считают судно «Амгуэма». Затем появились транспортные суда тина «Волголес», «Пионер», «Баскунчак», «Капитан Панфилов», «Дмитрии Донской» и др. В 1980 1990 гг.
Основу арктического флота в СССР составят балкеры типа „Михаил Строкаловский" и сухогрузные теплоходы типа «Норильск». Впервые в мире созданы и эксплуатируются в С.L.P речные теплоходы ледового плавания типа «Сибирский». Большое внимание развитию транспортного флота ледового плавания уделяют США и Канада, которые выполнили большой объем экспериментальных рейсов в ледовых условиях на судах различных типов и пришли к выводу, что использование традиционной системы «ледокол - грузовое судно» менее эффектно, чем использование крупнотоннажных судов активного ледового плавания. Большой опыт был накоплен при эксплуатации первою специализированного канадского балкера типа ,,Арктика" грузоподъемностью около 30 тыс. т. Выполненные исследования позволили канадским специалистам сделать важный вывод о том, что наиболее экономичными для плавания в Арктике являются транспортные суда грузоподъемностью не менее 150 тыс. т.
Для таких судов энерговооруженность 0,45 кВт на 1 т грузоподъемности считается достаточной для преодоления льда толщиной до 3,5 м. Однако, как показывает опыт, такие суда — дело завтрашнего дня. До 1990 г. в состав арктического флота будут входить транспортные суда различных типов: танкеры, газовозы, балкеры, сухогрузы, лихтеровозы грузоподъемностью не более 50 тыс. т. Длина этих судов находится в пределах 150-270 м, ширина 20-35 м, осадка 8-12 м. Мощность энергетических установок — 10-15 тыс. кВт — позволит им двигаться со скоростью 15—19 уз на тихой воде и преодолевать сплошной ледяной покров толщиной до 2 м со скоростью 2—4 уз. Современные суда ледового плавания — традиционные водоизмещающие суда с ледокольными обводами носовой оконечности и крейсерской кормой. Особенностью подобных судов является система пневмообмыва корпуса, позволяющая уменьшать сопротивление судна при ходе во льдах.