СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Надстройка газовоза выполняется высокой (в пять-шесть ярусов), чтобы обеспечить видимость над выступающими цистернами. Цилиндрическими баками оборудуются и многие речные танкеры. Размеры наливных судов, вероятно, достигли своего максимума, дальнейший их рост ограничивают глубины акваторий портов, проливов и каналов, в которых они эксплуатируются. Очевидно, дальнейшее развитие наливных судов будет связано с использованием новых технических решений: возможно создание полупогруженных и подводных танкеров, танкеров-лихтеровозов, грузовые танки которых будут выполнены в виде плавучих барж, снимаемых с судна и т. д. Модели водоизмещающих судов, входящие во вторую группу представленной во введении классификации, пользуются наибольшей популярностью у судомоделистов, так как они насыщены различными деталями и позволяют показать при их постройке свои знания и проявить мастерство.
Пассажирские суда имеют своеобразный архитектурно-конструктивный тип, характеризующиеся развитыми надстройками, занимающими практически всю палубу; многие из этих судов оборудуются слож-ными рулевыми комплексами и подруливающими устройствами. Традиционная компоновка буксиров и толкачей: корпус с небольшим отношением длины к ширине, многоярусная надстройка коробчатой формы, специальные устройства для буксировки или толкания барж и судов на рейде. Архитектура служебно-вспомогательных судов определяется их назначением. Некоторые из них (лоцманские, разъездные и др.) приближаются к пассажирским, другие (буксиры-спасатели, пожар-ные и т.) к буксирным. Модели пассажирских и служебно-вспомогательных судов участвуют в соревнованиях классов БН и Ф2. Модели буксиров и толкачей строят, как правило, радиоуправляемыми, так как они имеют плохую устойчивость на курсе.
Ниже рассматриваются особенности конструкции пассажирских, служебно-вспомогательных и буксирных судов. Суда остальных классов второй группы из за небольшого объема книги здесь не освещаются. Пассажирские суда по своему назначению можно подразделить на морские круизные лайнеры, морские автопассажирские паромы, туристско-экскурсионные речные теплоходы, а также речные суда для внутригородских и пригородных линий. Большой популярностью пользуются круизы по Карибскому бассейну, Средиземному и Балтийскому морям, арктические круизы к берегам Аляски; число желающих провести отдых на морс не уменьшается. В настоящее время насчитывается более 120 крупных морских пассажирских судна, которые способны перевозить от 500 до 2000 человек. Начиная с 70-х годов изменился внешний вид лайнеров. На смену стремительным силуэтам быст-роходных красавцев пришли коробкообразные, но вместительные суда. Силуэты новых лайнеров необычны, но обоснованы - большие объемы помещений позволяют значительно увеличить пассажировместимость.