Суда спасатели
Суда-спасатели патрулируют в открытом море в районах рыбного промысла и судоходства, ведут поиск в целях оказания помощи аварийным судам, спасения людей и оказания им медицинской помощи. По внешнему виду суда-спасатели напоминают буксиры. Как правило, они имеют ледо-кольную носовую оконечность, подруливающее устройство, развитую надстройку с помещениями для экипажей аварийных судов. Для борьбы с пожарами „спасатели" оснащаются лафетными ство-лами, размещаемыми на верхнем мостике и площадке грот-мачты. Энергетическая установка „спасателей", как правило, состоит из двух-трех двигателей, что позволяет им работать на одном двигателе в экономичном режиме, а при необходимости вводить в действие всю энергетическую установку для быстрого перехода в район бедствия. Пожарные суда предназначаются для экс-плуатации в морских портах, на внутренних водных путях и в прибрежных водах.
Они выполняют те же функции, что и суда „спасатели", только вблизи берега. Пожарные суда обладают более мощным, чем суда-спасатели, противопожарным оборудованием, позволяющим тушить пожары водой и пеной пожарные катера имеют специальное подъемное устройство, позволяющее тушить пожары на высоких объектах. Например, подъемное устройство катера „Кисге" (ГДР) позволяет переменить площадку с пожарными стволами на высоту 20 м от ватерлинии с поворотом вправо и влево на 60. Важным качеством пожарных катеров является скорость, так как от быстроты обнаружения объекта пожара во многом зависит успех спасательных операций. Поэтому в ряде стран строятся скоростные пожарные катера. В частности, английской фирмой „Воспер Ховермарин" построен 40-тонный пожарный катер на воздушной подушке со скоростью 30 уз.
Советский пожарный катер „Пламя" на воздушной подушке скетового типа имеет водоизмещение 34,5 т и скорость 27 уз. Ломлинские суда осуществляют проводку судов на открытых морских рейдах, по фарватерам, на акватории портов и в устьях рек. Эти суда подразделяются на боты (водоизмещением до 10 т), катера (водоизмещением 10—250 т) и лоцманские суда (водоизмещением свыше 250 т). Лоцманские суда и катера имеют удлиненный полубак, развитую надстройку, мощное радионавигационное оборудование. На первых в качестве бортовых средств для доставки лоцманов на проводимые суда предусматриваются лоцманские боты. Служебно-разъездные суда по своей архитектуре мало отличаются от небольших пассажирских катеров и предназначаются для выполнения различных служебных функций. В эту же группу, в соответствии с принятой классификацией, входят рыбопромысловые и суда технического флота.