Проект танкера
Существуют различные проекты перспективных крупнотоннажных судов активного ледового плавания. К числу наиболее интересных из них следует отнести проект полуногруженного танкера, разработанный норвежской фирмой „Акер труп" и проект водоизмещающего танкера западногерманской фирмы «Везер». Фирма «Акер труп» предложила судно с погруженным корпусом сигаровидной формы и двумя надводными водонепроницаемыми надстройками, присоединенными к подводному корпусу узкими переходными частями. Форма носовой оконечности танкера позволит разрушать лед как традиционным способом, так и взламыванием снизу. Предполагается, что подобный танкер грузоподъемностью 250 тыс. т и мощностью около 100 тыс. кВт будет способен преодолевать льды толщиной 3,5 м. Танкер проекта фирмы «Везер» имеет две конструктивные особенности. Вопервых, с целью снижения ледового сопротивления основной объем корпуса смещен под лёд, а ширина судна па уровне ватерлинии существенно уменьшена.
Во-вторых, применена бульбообразная форма носа, который взламывает лед давлением снизу. Очевидно, что подобная форма корпуса позволит обеспечить хорошую защиту двигателей от ударов льдин, что имеет важное значение для надежности подобных судов. Наливные суда, предназначенные для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов, химикалиев (танкеры), а также сжиженных нефтяных и природных газов (газовозы), составляют основную массу морского флота, широко распространены и в речном флоте. До второй мировой войны танкеры имели сравнительно небольшую грузоподъемность (до 20 тыс. т), затем начался стремительный рост грузоподъемности танкеров, и к 1977 г. — он достиг 555 тыс. т. Речные танкеры имеют дедвейт от 200 до 50U0 т. Серийное строительство специализированных судов газовозов началось с 60-х годов.
К настоящему времени, в мире насчитывается более 370 газовозов. 63% из них могут перевозить менее 1С тыс. м3 груза, 25 % от 10 тыс. до 70 тыс. м3 и 12 % — свыше 70 тыс. м. Крупнейшим в мире является тепло-ход «Метания», в трюмах которого размещается 131,6 тыс. м3 сжиженного газа. Современный танкер это гладкопалубное судно с кормовым расположением надстройки, системой трубопроводов, расположенных на палубе и соединяющих грузовые танки между собой. В диаметральной части танкера обычно располагается переходной мостик для прохода экипажа. По архитектурно-конструктивному типу газовозы отличаются от танкеров. Они имеют встроенные грузовые цистерны, форма которых может быть различной: в виде прямоугольных закладных цистерн, цилиндрических баков и сферических цистерн. Часть цистерн, как правило, возвышается над палубой. Над ними проходит переходной мостик.