Режим полета экраноплана
На расчетном режиме полета экранопланы, как и самолеты, поддерживаются в воздухе за счет аэродинамической подъемной силы, образующейся на корпусе аппарата в результате скоростного напора набегающего воздуха. В настоящее время в мире создано около 40 экспериментальных конструкций экранопланов различного назначения: пассажирских, грузовых, военных, которые условно можно подразделить на группы в зависимости от особенностей аэродинамического комплекса; типа двигателя; стартового устройства. Основными компоновочными схемами построенных и перспективных экранопланов являются летающее крыло и самолетная. Корпус аппарата, выполненного в соответствии с первой схемой, представляет собой крыло, по бортам которого устанавливаются концевые шайбы — поплавки. Экранопланы, выполненные по второй схеме, напоминают обычный одно или двухкорпусной гидросамолет. По типу двигателя различают аппараты с воздушными винтами (амфибийные) и водяными.
Стартовые устройства служат для обеспечения выхода экраноплана на расчетный режим. В качестве стартовых устройств исполь-зуются поворотные крылья и заслонки, направляющие воздушную струю от двигателя под несущее крыло, специальные двигатели или водяные лыжи и т. д. Эффект влияния поверхности земли или воды, используемый экранопланами, позволяет повысить гидродинамическое качество (отношение массы аппарата к сопротивлению среды его движению) аппаратов до 20—25, что значительно выше, чем у СПК, СВП и других скоростных судов. Первый экраноплан был построен в Финляндии Т. Карио в 1935 г. Над совершенствованием экранопланов работают в США Д. Уорнер, У. Бертельсон, В. Б. Корягин, С. Ретхорст, А. Липпиш, X. Вейланд, в Японии фирмы Кавасаки и Синмэйвакогекокуки, которыми создано несколько экспериментальных экранопланов небольших размеров. По самолетной схеме выполнено незначительное число экранопланов, к которым можно отнести аппараты А. Липпиша Х-112, Х-113, Х-114 (ФРГ) и советский аппарат ЭСКА-1 .
Эти аппараты имеют центральный корпус с кабиной, двигатель с воздушным винтом и крыло небольшого удлинения. Своими концами крылья опираются на поплавки глиссирующего типа. Развитое хвостовое оперение самолетного типа позволяет обеспечить эффективную управляемость экранопланов. Натурные испытания экранопланов самолетной схемы показали, что они высокоэффективны при движении на малой высоте и на режимах полета на высоте 50—1000 м. По схеме летающее крыло фирмой Кавасаки построены экранопланы типа KAG-1, КА02, KAG-3 (США), советский аппарат ОИИМФ-Р, аппарат VRC-1 (полунатурная модель аппарата Колумбия). Эта же схема — в основе проектов экранопланов Большой Вейландкрафт (США) и др. Эти аппараты имеют основной несущий корпус аэродинамического профиля. В некоторых конструкциях по концам крыла установлены два корпуса с глиссирующими обводами. В проектах крупных экранопланов в этих корпусах предполагается размещать пассажирские салоны.