Такелаж
От правильного выполнения такелажа парусной модели в большой степени зависит ее внешний вид, поэтому на изготовление такелажа следует обратить особое внимание.
Напомним, что под такелажем понимают все те элементы снаряжения, которые служат для закрепления и увеличения жесткости мачт, реев и парусов. Чаще всего это тросы разной толщины, которые делятся, в принципе, на две группы: стоячий такелаж, к которому относятся боковые тросы — ванты, тросы, удерживающие мачту в ДП судна, в направлении носа и кормы,— штаги и тросы, крепящие к бортам верхние части мачты косо в направлении кормы,— фордуны;
бегучий такелаж, который служит для подъема и опускания парусов и реев, а также для маневрирования ими; эти тросы называются фалами, бросами и шкотами.
Прежде чем приступить к изготовлению стоячего и бегучего такелажа модели, следует сделать его эскизы и работать по ним.
Чтобы паруса на модели выглядели достоверно, следует обратить внимание на выбор соответствующего материала для тросов Для вант и штагов лучше всего подходят суровые нитки, что применяют сапожники и шорники. Эти нитки почти не впитывают влагу в отличие от хлопчатобумажных ниток, которые, высохнув после намокания, провисают и выглядят на модели некрасиво.
Наиболее трудоемко выполнение в модели трапов-лесенок из тросов, которые идут наклонно от фальшборта к мачтам. Такие трапы состоят из вант, выбленок и талрепов.
Сначала нужно изготовить ванты следующим образом. Суровые нитки разрезают на части, равные расстоянию от правого фальшборта до левого, с некоторым припуском. В мачтах у основания марса делают отверстия (их можно выжечь раскаленной проволокой). К левому и правому фальшбортам приклеивают винтовые талрепы ванта. С внутренней стороны левого фальшборта приклеивают к талрепу нитки-ванты и кружок картона, чтобы нитки не вырывались. Когда клей засохнет, вдевают нитки в тонкую иглу и протаскивают через отверстие в мачте, притягивая к талрепам по правому борту, и приклеивают так же, как только что делали на левом борту. Иглой работают до тех пор, пока не перетянут все ванты на правый борт. После этого в отверстие на мачте вставляют на клею деревянный колышек.
Затем приступают к изготовлению выбленок. Суровую нитку разрезают на отрезки и приклеивают их к натянутым вантам. Это удобно делать с помощью пинцета. Выбленки располагают на одинаковом расстоянии, как указано на эскизе такелажа. Выполнение штагов, оснастки бушприта, а также шкотов не представляет большой сложности.
Следует только помнить о применении ниток разной толщины и о приклеивании в соответствующих местах блоков и талрепов, которые делают из двух половинок, вырезанных из тонкого картона или шпона, а затем покрашенных в темно-коричневый цвет. Иначе следует крепить ванты на модели современного парусника, на котором нет юферсов, и ванты закрепляются на палубе. Для этого в палубе нужно сделать ряд отверстий, через которые протягивают. Чтобы петельки были ровными, подкладывают под нить спичку, концы нитей заклеивают кусочками картона. К петелькам приклеивают отдельные ванты.